Искусство, созданное с помощью ИИ, или как создается феномен Instagram?
Искусство не должно конфликтовать с ИИ. Вопреки тому, что часто говорят сами художники, искусственный интеллект может поддержать их не только на концептуальном этапе, но и при реализации. Есть реальные примеры этого, такие как Музей плавления.
Пользователи социальных сетей в последнее время завалены фотографиями и репортажами своих друзей и влиятельных лиц с очень красочных интерактивных выставок. Этот тип очков в последнее время стал очень модным, поэтому я проверил, как создаются подобные мультисенсорные установки. Я посетил Музей плавки в Варшаве, одно из самых популярных мест в этой категории.
Иммерсивное искусство, что это такое?
Многие художники и создатели современного искусства съеживаются при мысли об искусственном интеллекте. Все более продвинутые возможности инструментов искусственного интеллекта позволяют не только ретушировать фотографии, но и создавать подкасты, фильмы или очень реалистичные дипфейки. Поэтому возникают вопросы о том, увеличится ли использование ИИ в некоторых отраслях, заменив человеческий фактор. В дискуссиях также поднимается вопрос «а это все еще искусство?» С этим вопросом я отправился в Музей плавки в Варшаве, где меня показал один из создателей этого места — Куба Матыка.
В Melt мы занимаемся иммерсивным искусством. Кажется, этот термин создан, чтобы ответить на все сомнения, возникающие в связи с использованием современных технологий в искусстве. Речь идет об инсталляциях, которые благодаря использованию технологий призваны погрузить реципиента в мир, представленный художником, прочувствовать его всеми или почти всеми органами чувств. Здесь на помощь приходят искусственный интеллект и алгоритмы. Множество цветов, звуков, запахов, пространственных экспонатов и визуализаций. Все это призвано позволить вам воспринимать искусство совершенно по-другому. Это работает?
Melt Museum, то есть искусство с помощью искусственного интеллекта
Истории из Instagram, очевидно, впечатляют. Комнаты прямо из фантастических фильмов (на ум сразу приходит фильм «Куб»), психоделическая графика, особым образом освещенные коридоры, правильные формы и множество инсталляций, реагирующих на движение и прикосновение. Вот как я могу в двух словах описать свой визит. Однако это было бы несправедливо и не отражало бы того, что происходит на местах. Однако больше, чем эстетические впечатления, меня интересовало, как создается такое искусство. Поэтому я спросил.
Экспонаты Музея плавления — не что иное, как интерактивные инсталляции, графика или фильмы, созданные алгоритмами и искусственным интеллектом. Все создает единое, очень захватывающее целое. Практически с самого начала мы чувствуем, что находимся в другом мире. Однако все это требует большого количества оборудования. В музее используется около 10 компьютеров с видеокартами GeForce RTX 4090 или 4080 и процессорами Intel Core i9, обеспечивающими вычислительную мощность, необходимую для создания графики в реальном времени. Каждая из этих машин стоит несколько тысяч злотых. В самом большом зале, где на стены вокруг посетителей проецируется графика, также используются четыре специализированных проектора. Для взаимодействия с установками используются датчики и камеры, которые отслеживают перемещения посетителей и позволяют управлять анимацией. Для создания целостного художественного видения мы используем, среди прочего: проекторы, светодиодные экраны, датчики и камеры глубины.
Устройства также поддерживаются программным обеспечением, известным в мире искусства. Программное обеспечение TouchDesigner используется для подключения всех компонентов системы и синхронизации проецирования, звука и взаимодействия. Pixer отвечает за отображение предварительно обработанной 3D-анимации. Они созданы с использованием, среди прочего, хорошо известных: из игрового мира графического движка Unreal Engine. В одной из инсталляций использовалась технология Stable Diffusion — модель машинного обучения и генерации изображений на основе введенного текста. Интересно, что на одном из экспонатов используется алгоритм, созданный еще в 1980-х годах, но до сих пор прекрасно работающий.
Вдохновение от культуры
Создатели не скрывают, что черпают вдохновение из различных источников, таких как классическое искусство, видеоигры и парки развлечений, чтобы создавать уникальные и увлекательные впечатления. Однако представленные экспонаты удивляют, а иногда даже слегка тревожат. В музее, безусловно, можно «погрузиться» в мир, представленный художниками, и интересно провести несколько десятков минут. Рекомендую эту и подобные выставки не только людям, которые ищут интересные фоны для фотографий и роликов в Instagram или TikTok, но и фанатам технологий. От таких визитов они тоже получат кое-какие вкусности.